Реформа системы здравохраниения и медицинского страхования в Нидерландах


Реформа системы здравоохранения идет в Нидерландах уже более 20 лет. За это время разные коалиционные правительства проводили свое понимание реформ в жизнь, меняя подходы и пытаясь найти наилучший способ реформирования. Но цели реформы остались те же: гарантировать предоставление жизненно важных медицинских услуг всему населению за счет страхования; сдержать рост затрат на здравоохранение и сделать всю систему здравоохранения более ориентированной на клиента.

Предлагаемые изменения носили самый разнообразный характер — от внедрения новых планов финансирования и предоставления медицинской помощи, до более осторожных поэтапных перемен. В 1999 году были внесены некоторые поправки, когда системой обязательных фондов медицинского страхования на случай болезни были охвачены самостоятельно занятые категории населения с низким доходом.

Сдерживание затрат на здравоохранение остается в центре внимания реформ.

Вся социально-политическая ситуация в Голландии, где ни одна из партий не имеет большинства в органах власти, где существует хорошо организованная сеть заинтересованных лиц и организаций, делает невозможным глубокое реформирование системы в короткие сроки.

Причины реформирования

Важной причиной реформы явилось несовершенство рынка страховых услуг. В 80-е годы система добровольного страхования для лиц пожилого возраста и самостоятельно занятых граждан была практически разрушена политикой выборочных рисков частных компаний. Страховые компании привлекали молодое и здоровое население, предлагая ему низкие ставки платежей по страховке в сочетании с довольно высокими процентами налоговых вычетов, тем самым оставляя программу добровольного страхования один на один с высокими рисками.

Правительство было вынуждено отреагировать на эту ситуацию и приняло два законодательных акта: Закон о доступе к страхованию и Закон о софинансировании непропорционально большого числа лиц пожилого возраста в программах обязательного страхования на случай болезни.

Первый закон гарантирует доступ к страхованию и наделяет министра здравоохранения полномочиями в отношении определения объема услуг и ставки отчислений на так называемый обязательный или стандартный пакет услуг. Общая сумма отчислений на эту программу не покрывает всех расходов. Закон обязывает частные страховые компании принимать клиентов из категорий населения, определенных законом, в свои программы обязательных или стандартных услуг.

Законом не только гарантируется доступ всем гражданам к медицинскому страхованию, но и регулируется финансовое выравнивание между частными страховыми компаниями в отношении отдельных категорий населения (что соответствует примерно 40% всех затрат частных программ). С этой целью учрежден фонд выравнивания, управляемый представителями частных страховых компаний.

Данным законом также устанавливается подход, основанный на солидарности доходов застрахованных, потому что они выплачивают фиксированную сумму в месяц в фонд выравнивания, чтобы компенсировать затраты на медицинское обслуживание лиц, имеющих право на стандартный объем медицинских услуг.

Второй закон касается солидарности программ частного медицинского страхования и социальных программ страхования. После того, как были упразднены программы добровольного медицинского страхования для лиц пожилого возраста и самозанятого населения, большинство престарелых граждан присоединились к программе обязательных фондова на случай болезни. Это привело к тому, что на сегодня процент таких лиц в программах обязательного страхования превышает данный показатель по составу населения Голландии.

Каждый год рассчитывается доля превышения общего процента пожилого населения, а также средние подушевые затраты на медицинское обслуживание лиц этого возраста.

Объединение государственных и частных систем

Последние оценки медицинского страхования приводят к выводу о том, что необходимо усилить конкуренцию в этой области, чтобы добиться сдерживания роста затрат. Предлагалось устранить различия между частными страховщиками и фондами страхования на случай болезни и создать систему обязательного страхования, которая бы страховала все население на случай необходимости неотложной медицинской помощи.

По-прежнему ведется обсуждение ставки отчислений, с явным предпочтением варианта единообразной ставки для всего населения, намного превышающей ныне действующие отчисления в фонды страхования на случай болезни, тем самым расширяя конкуренцию, основанную на разнице ставок у разных страховых компаний.

В целях смягчения последствий для доходов наименее обеспеченных групп населения предлагается система компенсаций, которая могла бы находиться в ведении налоговых органов или агентства по социальному страхованию.

Обсуждается также и другой вопрос, касающийся юридического статуса страховой системы — должна ли она быть частной или государственной? Основной выделяемый здесь момент касается воздействия нормативных положений, принятых в Европейском Союзе.

Будет ли государственная система с полнокровной конкуренцией восприниматься в качестве соблюдающей принцип дополнительности, т.е. смогут ли Нидерланды по-прежнему определять все правила игры, или же эта система будет восприниматься как обыкновенная система частного медицинского страхования, в отношении которой действуют все общие правила ЕС, применимые в отношении частного рынка страхования?

Высказывается надежда, что при разрешении страховщикам из других стран ЕС иметь доступ на голландский рынок медицинского страхования при соблюдении ими ряда условий, эта проблема может быть решена. Условия для доступа на рынок будут относиться к тому, что компания не будет иметь права делать выбор застрахованных на основе рисков для их здоровья. Высказываются опасения, что новая система может стать полностью частной страховой системой, что отразится на солидарности поколений и сокращении доступа к ней для малоимущих категорий населения.

Выводы

Общая картина реформы страхования приводит к заключению о том, что все население имеет медицинское страхование благодаря жесткому регулированию сектора частного страхования.

Объем предоставляемых по страховому полису услуг по-прежнему достаточно высок. Лечебные учреждения и страховые компании получили некоторую гибкость в организации своих услуг, а пациенты от этого только выиграли. Общие затраты системы посильны для экономики благодаря экономическому росту.