Итоги рынка ДМС в Украине в 1 полугодии 2010 года


Рынок медицинского страхования (ДМС) Украины в 1-м полугодии 2010 г. вырос до 440 млн. грн., что на 17,4% больше, чем за 1 полугодие 2009 г. (375 млн. грн.).

Подобный результат дает возможность участникам рынка делать положительные прогнозы итогов 2010 г.

ТОП-10 страховщиков по ДМС в 1 полугодии 2010 года:

Название компании Стра­ховые премии, тыс. грн.
Уде­льный вес ДМС­ в портфе­ле, % Страховые выпла­ты, тыс. грн.
Уро­вень выпла­т, %
1 ПРОВИДНА 53803,0 24,70 55030,3 102,28
2 НЕФТЕГАЗСТРАХ 32004,7 94,29 27774,0 86,78
3 ИНГО УКРАИНА 30368,8 14,79 24401,6 80,35
4 АХА 27512,0 7,87 12491,0 45,40
5 ИЛЬИЧЁВСКОЕ 19484,2 33,55 15103,4 77,52
6 ПЗУ УКРАИНА 17592,2 14,28 16839,6 95,72
7 УНИКА 16333,0 8,03 25802,6 157,98
8 АСКА 13751,5 9,68 18573,9 135,07
9 КРОНА 12556,2 64,46 5791,8 46,13
10 ДЖЕНЕРАЛИ ГАРАНТ 10282,8 7,80 6586,7 64,06

Смотрите полный рейтинг страховых компаний по медицинскому страхованию.

Так, по мнению опрошенных страховщиков, в 2010 г. можно ожидать увеличения, по сравнению с 2009 г., сборов премий по ДМС на 15-20%. Такой прирост рынка ДМС возможен за счет повышения спроса на данные программы со стороны отечественных предприятий, а также организованных коллективов физических лиц.

Эксперты полагают, что рост сборов премий на рынке ДМС в первую очередь обусловлен увеличением стоимости страхования.

Аргументы в данном случае довольно просты: можно заплатить меньше, но при этом почти не получать медицинского обслуживания или же заплатить больше и заключить договор, предусматривающий приемлемый набор страховых рисков и медицинских услуг.

Надо сказать, что четких ценовых рамок в данном виде страхования нет, так как стоимость полиса может сильно колебаться в зависимости от программы страхования и предусмотренной страховой суммы. По словам участников рынка, есть полисы ДМС стоимостью от 100 грн. до 12 тыс.грн.

В среднем программы ДМС подорожали в 2010 г. на 20-30% по сравнению с 2009 г. Если ранее полисы ДМС в среднем стоили 1,5 тыс.грн. в год и более, то теперь — 2,5-8 тыс.грн.

При этом нужно учитывать, что цены на программы медстрахования повышаются уже не первый год, например, в 2009 г. они выросли на 50-60% Цены на программы ДМС достигли своего пика в конце I квартала 2010 г. и постепенно пошли на спад.

Показательно, что на рынке по-прежнему наблюдается высокая концентрация игроков. По итогам первого полугодия 2010 г. двадцатка лидеров рынка собрала около 300 млн грн. страховых премий, а на Топ-50 СК пришлось около 350 млн грн.
В целом же на рынке ДМС присутствуют примерно 100 СК.

Нужно учитывать, что большинство корпоративных клиентов украинских СК по программам медстрахования составляют “дочки” или представительства крупных иностранных компаний, которые традиционно предусматривают расходы на социальные пакеты для рядовых сотрудников и топ-менеджмента.

Впрочем, нельзя утверждать, что спрос на полисы ДМС со стороны отечественных страхователей отсутствует, а СК сотрудничают лишь с западными клиентами, наработанными в прошлые годы.

На фоне низкого платежеспособного спроса на другие виды страхования сохраняется высокий спрос на программы ДМС со стороны в первую очередь корпоративных клиентов. На крупных предприятиях подобный договор уже давно стал неотъем­лемой частью социального пакета сотрудников и используется работодателями как один из методов дополнительной мотивации работников.

Нет смысла говорить о падении спроса на корпоративное ДМС, скорее, это касается страхователей — физических лиц.

При этом надо полагать, что речь идет не о снижении интереса к продукту, а о сокращении платежеспособного спроса со стороны клиентов-физлиц, так как заинтересованность населения в страховой медицинской защите остается высокой.

Впрочем, в данном случае нужно учитывать и то, что многие СК предпочитают пожертвовать возможностью нарастить объемы премий и ограничивают продажу полисов ДМС частным лицам.

Страховщиков понять можно: если страхованию подлежит рабочий коллектив какого-либо предприятия, то СК имеет возможность спрогнозировать количество обращений за медицинской помощью и, соответственно, свои убытки.

Что касается частных клиентов, то многие СК просто декларируют такое страхование. Единственное, что страховщики готовы продавать клиентам “с улицы”, это “урезанные” договоры ДМС, в которых заложены базовые риски, предусматривающие такие опции, как экстренная и неотложная медицинская помощь (в данном случае понятна частота наступления страхового события и прогнозируема величина убытка).

Опции же амбулаторной помощи представлены в сокращенном варианте, они ограничены лимитами ответственности, франшизами и множеством исключений из страхового случая.

При этом нужно понимать, что и для таких полисов страховщики устанавливают цену с запасом. Все дело в том, что при страховании в розницу страховщик рискует получить негативную выборку клиентов.

При малых объемах украинского рынка физических лиц по ДМС не решена проблема антиселекции. К сожалению, по ДМС граждане чаще всего страхуются не потому, что заботятся о своем здоровье, а потому, что уже есть проблемы со здоровьем и необходимо дорогостоящее лечение.

Интересно, что уже в скором времени многие СК могут попытаться расширить клиентскую базу за счет реализации более дешевых и доступных программ. По словам опрошенных участников рынка, основной акцент, вероятнее всего, будет сделан на программах с ограниченным набором услуг и более низкой стоимостью, обслуживание по которым происходит на базе лечебных учреждений средней и низкой ценовых категорий.

Такие договоры могут стать интересны предприятиям, которые по тем или иным причинам вынуждены отказаться от страхования всего рабочего коллектива и желают обеспечить дорогими программами страхования лишь руководство. Также страховщики пытаются удерживать клиентов за счет использования схемы долевого участия сотрудников в оплате ДМС.

Она предполагает, что компания оплачивает сотрудникам лишь наиболее дешевые и сокращенные полисы медстрахования. А они, в свою очеоедь, имеют возможность в индивидуальном порядке доплатить СК и увеличить как страховое покрытие, так и количество предлагаемых страховым договором услуг, а также набор доступных по страховке медицинских учреждений.

Работа СК на рынке медицинского страхования за последние годы показала, что увеличение объемов реализации дорогостоящих страховых полисов чаще приводит к росту убытков, так как такие клиенты чаще обращаются в медучреждения и предпочитают дорогостоящее лечение.

В текущем году некоторые страховщики ожидают роста уровня выплат на 25-30%, так как опасаются, что медикаменты и услуги медучреждений продолжат дорожать и, соответственно, убытки по каждому страховому случаю увеличатся.

Даже если объем выплат сохранится на уровне прошлого года, все равно он останется довольно высоким — 85-90% от собранных премий.

Автор: Юрий Гусев
Источник: газета «БИЗНЕС»