Иностранный опыт введения обязательного медицинского страхования в Украине не сработает


В сегодняшних условиях инициатива по внедрению в Киеве системы обязательного медицинского страхования с 2013 года по примеру действующей системы в Москве может не сработать.

Система здравоохранения и обязательного медицинского страхования в Москве построена на принципах территориального распределения как пациентов, так и врачей. Если вы проживаете в одном районе – то не сможете пользоваться услугами терапевта или узкого специалиста в другом без дополнительной платы. Такая система позволяет равномерно распределить нагрузку на районные поликлиники и штат специалистов. И соответственно, рационально планировать направление финансирования в эти учреждения.

В то же время, в Киеве планируется внедрить полисы, действующие на всей территории столицы, без территориальной «привязки». Непонятно, каким образом и кто будет контролировать и распределять потоки пациентов. И соответственно – гарантировать качество обслуживания. При наличии территориальных ограничений, каждый специалист (по нормативам) должен уделить пациенту «достаточно» времени – в среднем 20-25 минут. Если же киевляне со всех концов города будут бежать к невропатологу на Теремках или на Печерске, то он сможет уделить каждому не больше 3-5 минут. О каком качестве предоставления медицинской помощи может идти речь, и что в таком случае делать со ставками его коллег в других районах – их придется урезать, или вовсе сокращать?

Кроме того, непонятна система, по которой граждане будут получать сами полисы, будут ли они разовыми или годовыми, и во сколько они будут обходиться киевлянам.

Распространять полисы через поликлиники не получится – для этого нужна страховая компания. Как она будет отбираться и не будет ли город специально создавать для этих целей страховое учреждение – пока открытый вопрос. Риски монополизации рынка обязательного медицинского страхования очень высоки. Неясно также, какой перечень заболеваний будет покрываться полисом. Есть информация, что туда будут включены даже беременность и роды. Но даже самый скромный полис для таких целей сегодня стоит 2,5 тыс. грн. Их нужно будет доплатить? Или страховки будущих мам «распределят» между всеми киевлянами?

По данным Киевской госадминистрации, для финансирования новой системы будет создан специальный фонд, который будет наполняться частично за счет бюджета, а частично, за счет работодателей. При этом повышать налоговую нагрузку на последних не планируется. Однако есть большой риск, что деньги будут проходить через Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве. И вопросы лечения всех граждан будут переплетены с лечением работников предприятий. А это две совершенно разных системы.

Открытым также остается вопрос, как будет оцениваться стоимость услуг столичных врачей для граждан, не имеющих киевской регистрации.

По мнению экспертов, непродуманное введение в Украине системы обязательного медицинского страхования может оставить частные клиники без основного потока клиентов и привести к уходу значительного числа игроков с рынка платных медицинских услуг.

На сегодняшний день доходы коммерческих клиник практически на 80% зависят от программ корпоративного страхования, и лишь на 20% — от единичных частных клиентов. От поступлений от страховых компаний зависят зарплаты сотрудников, закупка расходных материалов, оплата аренды помещений. Если основная масса людей будет застрахована по программам обязательного страхования, то обращаться за медицинской помощью люди будут в государственные клиники. А клиентами коммерческих клиник останутся лишь 6-10% VIP-клиентов, которые принципиально не пойдут в госучреждения.

Следствием такого положения дел может стать массовое сокращение специалистов в коммерческих медучреждениях, а также выход с рынка мелких и средних игроков. Ведь их основным персоналом являются врачи государственных поликлиник и больниц, которые работают по совместительству.

С появлением системы ОМС спрос на услуги коммерческих клиник резко упадет, специалисты станут не востребованы и их ставки будут сокращаться. Одновременно с этим, благодаря введению новой системы финансирования государственных клиник (в зависимости от количества пациентов), зарплаты врачей-бюджетников будут повышаться.

Еще одной тенденцией может стать укрупнение мелких клиник, объединение узкопрофильных врачей в специализированных учреждениях, например, офтальмологических, невропатологических или гастроэнтерологических клиниках.

……………………………

Наталья Придачук, заместитель генерального директора СК «Нафтагазстрах»