Стоимость медицинского страхования в Украине выросла на 60%


За последние полгода рост стоимости медикаментов и услуг частных клиник заставил отечественные страховые компании повысить тарифы на рынке добровольного медицинского страхования привело к росту стоимости полисов ДМС почти на 60%.

Суммы покрытия по программам ДМС практически не изменились, стоимость же программ увеличилась как для физических лиц, так и для корпоративных клиентов.

Действительно, если ранее стоимость полисов ДМС стартовала в среднем с 1 тыс. грн. в год, то теперь разброс цен составляет от 2,5 тыс. грн. до 8 тыс. грн. в год.

Увеличение стоимости программ медицинского страхования страховщики объясняют в первую очередь подорожанием медикаментов и услуг медучреждений, вследствие чего медстрахование стало еще более убыточным.

Стоимость медицинского страхования напрямую связана с расходами на оказание медицинской помощи. Рост курсов иностранных валют и другие факторы привели к подорожанию ряда медикаментов. Страховые компании вынуждены привести в порядок свою экономику.

Надо признать, что работающие на рынке ДМС страховщики показывают высокий уровень выплат.

Убыточность страхования ДМС составила в среднем 93%. Эксперты  прогнозируют, что по итогам 2009 г. данный показатель вырастет до 96%. Ожидается также и рост уровня выплат (соотношение поступивших страховых платежей и выплаченного возмещения) с 72% в 2008 г. до 78% в 2009 г.

Страховые компании вынуждены повышать тарифы на программы ДМС. Некоторые коммерческие медучреждения поднимают цены практически каждый месяц. Увеличение стоимости зависит от класса обслуживания — в среднем программы подорожали на 20-30%.

Несмотря на сложные экономические условия, рынок медицинского страхования показал рост сборов страховых премий по итогам I квартала 2009 г.

По данным Госфинуслуг, медицинское страхование (непрерывное страхование здоровья) за январь — март 2009 г. принесло страховщикам 206,8 млн грн. валовых страховых премий, что на 5,8% больше, чем за аналогичный период 2008 г.

Отметим, что с таким результатом медстрахование вошло в перечень видов страхования с наибольшим объемом валовых страховых премий, наряду со страхованием имущества, накопительное страхование жизни, “автогражданкой” и т.д. Собственно доля медицинского страхования в общем объеме собранных страховщиками валовых премий составила 4,4%. Она оказалась примерно равной той, которую на рынке страхования занимает страхование жизни.

Многие участники рынка склонны видеть в таких результатах повышение интереса населения к программам ДМС.

В условиях нестабильности население хочет защитить себя от непредвиденных ситуаций. Поэтому многие страхователи, как физические лица, так и компании, вкладывают деньги именно в здоровье.

Некоторые участники рынка полагают, что популярность ДМС обусловлена в первую очередь кризисом и коррупцией в системе здравоохранения.

Именно вследствие неэффективного использования средств в системе здравоохранения, а кое-где и их прямого откровенного воровства сегодня граждане остаются беззащитными перед государственными лечебными учреждениями. Возникает большой интерес людей к медицинскому страхованию.

Повышение тарифов в медстраховании оказалось сдерживающим фактором, который не позволил компаниям привлечь гораздо больше премий от новых клиентов.

Действительно, в последние годы на рынке ДМС наблюдалась тенденция, когда физлица, успевшие воспользоваться полисами ДМС в рамках корпоративного страхования, продолжали страховать себя и своих близких в частном порядке.

Такое смещение клиентов из корпоративного сектора в розничный выглядит вполне логичным. Следует учесть, что многие корпоративные клиенты сокращают бюджеты на страхование своих сотрудников, оставляя оплату медицинских полисов в качестве бонусов для руководства и наиболее ценных специалистов.

Сегодня многие страховщики изначально не стремятся продавать полисы ДМС розничным клиентам. Здесь все дело в психологии и статистике.

Страховщики отмечают, что когда по полису ДМС платит предприятие, застрахованные лица вряд ли сразу же будут искать повод обратиться в СК за помощью. Когда же человек сам заплатил за годовую программу 2-3 тыс.грн., то у него возникает желание сразу же обратиться за медицинской помощью, даже не имея острого заболевания.

В такой ситуации компании, привлекающие большую часть клиентов по каналам розничных продаж, рискуют получить клиентов, уже имеющих проблемы со здоровьем.

Иными словами, большинство клиентов, самостоятельно приобретающих полис медицинского страхования, заведомо планируют использовать большую часть страховой суммы в течение срока действия договора.

В свою очередь, страхование корпоративных клиентов дает СК возможность прогнозировать, какая часть застрахованных сотрудников предприятия или компании в течение года обратится за помощью. В такой ситуации СК заинтересованы в развитии корпоративных продаж ДМС и в участии в программах обязательного медицинского страхования, введение которого обсуждается уже не первый год.

Более того, СК постепенно отказываются от предоставления по своим полисам ДМС различных дополнительных услуг, не связанных напрямую с риском заболевания клиента.

В частности, из программ ДМС исключается оплата посещения клиентом некоторых учреждений (бассейны, фитнес-клубы и т.д.), система обслуживания в которых не может быть адаптирована к страховым программам в кризисный период.

Дополнительные программы, такие как оздоровление, коррекция зрения, витаминопрофилактика и т.д., отходят на второй план, так как бюджеты на данные программы зачастую не увеличиваются или даже уменьшаются.

Автор: Юрий Гусев
Источник: Газета «БИЗНЕС»