Суть и отличия нового законопроекта по обязательному социальному медицинскому страхованию в Украине


Профильный Комитет ВРУ по вопросам социальной политики рассмотрел три законопроекта по обязательному социальному медицинскому страхованию и выбрал за основу один законопроект ОМС №4981, без создания целевых фондов, передает Фориншурер.

14 июля 2016 инициативной группой народных депутатов Денисовой Л.Л., Шипко А.Ф., Розенблат Б.С., Ефремовой И.А. и Поляковым М.А. зарегистрирован законопроект №4981, которым предлагается решить проблему неэффективного использования имеющихся существующих финансовых ресурсов, обеспечить привлечение дополнительных средств в систему (довести до потребности в финансовых ресурсах), а также детенизировать нелегальный оборот «доплат» населения в медучреждениях.

Бюджетным финансированием покрываются менее половины (49% — 2016) от потребности учреждений здравоохранения финансируемых из местных бюджетов, и в подавляющем большинстве эти средства направляются на зарплату с начислениями и содержание инфраструктуры. Все остальное необходимо докупается за счет средств населения в виде теневых «платежей». Такая ситуация создает значительную неравенство в доступе к медицинской помощи граждан протяжении уже на протяжении десятилетий.

Суть законопроекта №4981
(группа депутатов Денисова Л.Л., Шипко А.Ф., Розенблат Б.С., Ефремова И.А. и Поляков М.А.)

1. Проектом Закона предлагается решить проблему неэффективного использования существующих финансовых ресурсов, обеспечить привлечение дополнительных средств в систему, детенизировать нелегальный оборот «доплат» населения. В сочетании с эффективным многоуровневым механизмом контроля за их целевым использованием, введение в системе здравоохранения механизма отношений «заказчик медицинской услуги — пациент — концессии медицинской услуги» («деньги следуют за пациентом») приведет к эволюционной оптимизации инфраструктуры системы здравоохранения , повышение оплаты эффективно работающих медицинских работников, обеспечения конституционных прав граждан на бесплатное получение медицинской помощи и установки на них государственных гарантий, обеспечения необходимого качества, достаточности объемов медицинской помощи и юридической защищенности граждан при получении медицинских услуг.

2. Введение обязательного социального медицинского страхования позволит аккумулировать денежные средства собранных страховых платежей на специальных счетах в банках, определенных уполномоченным органом. Эти средства будут направлены исключительно на оплату медицинских услуг, оказанных конкретным застрахованным лицам. Предложенная система обеспечит ведение объективной статистики в области здравоохранения и позволит определить реальные потребности отрасли в финансировании и удовлетворить эти потребности.

3. Платеж (страховой взнос) будет одинаков для всех. Все будут получать равные возможности для обеспечения теми или иными услугами

4. Государство в лице Кабинета Министров и Уполномоченного органа, осуществлять полный контроль за системой общеобязательного социального медицинского страхования, за работой ее субъектов, по целевому использованию средств.

5. Контроль Регулятора и страховых компаний за качеством и объемами оказанных медицинских услуг, предусмотренный законопроектом, будет способствовать обеспечению прав граждан Украины на качественное здравоохранение.

Законопроект №4981 разрабатывался не один месяц и, по мнению его авторов, введение его норм будет способствовать обеспечению конституционных прав граждан на бесплатное получение медицинской помощи и обеспечению государственных гарантий, необходимого качества, достаточности объемов медицинской помощи и юридической защищенности граждан при получении медицинских услуг.

Именно страховые компании, которые заинтересованы в предоставлении своему клиенту качественной услуги, успешно внедряют добровольное медицинское страхование, имеют технологии и работают исходя из обоснованности финансовых затрат, станут эффективными поверенными человека в таком масштабном для государства проекте как обязательное медицинское страхование.

Суть законопроекта №4981-1
(народный депутат Мусий О.)

1. Реализация проекта Закона предусматриваетсолидарное участие государства, работодателей, территориальных общин и отдельных юридических и физических лиц в финансировании медицинских услуг.

2. Законопроектом предусматривается осуществление и функционирование системы общеобязательного государственного социального медицинского страхования в соответствии с основами законодательства Украины.

3. Проект Закона, сохраняя положительные черты существующей системы здравоохранения (бесплатность оказания медицинской помощи, общий характер, доступность), усиливает ответственность государства, предприятий, организаций, учреждений и учреждений здравоохранения.

4. В законопроекте предлагается введение общеобязательного государственного социального медицинского страхования как отдельного вида социального страхования, поскольку медицинское страхование, в отличие от других видов социального страхования, охватывает практически все население, а не только работающих или пенсионеров, и предусматривает организацию оказания квалифицированной медицинской помощи, а не осуществление денежных выплат, как по другим видам социального страхования.

5. Законопроект нацелен на единую систему сбора и учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в части страховых взносов на медицинское страхование, которые должны выплачиваться работодателями, что обеспечит оптимизацию плановых расходов на их администрирование.

6. Законопроектом предусматривается, что страховщиком по общеобязательному государственному социальному медицинскому страхованию является Фонд медицинского страхования Украины, который создается как некоммерческая самоуправляемая организация.

Суть законопроекта №4981-2
(народный депутат Богомолец А.)

Введение общеобязательного государственного социального медицинского страхования заключается в следующем:

1. За счет целевых страховых взносов формируются средства на медицинское обеспечение населения в условиях общеобязательного государственного социального медицинского страхования;

2. Правоотношения между всеми участниками (страхователями, страховщиками, застрахованными, учреждениями здравоохранения) регулируются на договорной основе;

3. Внедрение будет способствовать развитию конкуренции среди учреждений здравоохранения;

4. Медицинская помощь будет предоставляться учреждениями здравоохранения за счет средств, аккумулированных в системе общеобязательного государственного социального медицинского страхования.

Как сообщал Фориншурер, по результатам рассмотрения проектов законов Украины об общеобязательном социальном медицинском страховании в Украине и других проектов, внесенных в повестку дня, члены Комитета решили взять за основу и доработать законопроект №4981 «Об общеобязательном социальном медицинском страховании в Украине».