Кто будет распоряжаться средствами обязательного медицинского страхования?


Основным камнем преткновения является определение органа, который отвечал бы за аккумуляцию и распределение страховых средств в ОМС.

Поэтому не удивительно, что определенная группа заинтересованных лиц лоббирует привлечение к обязательному медицинскому страхованию частных медицинских страховых компаний, которые будут выступать «посредниками» между страхователями, застрахованными лицами и учреждениями здравоохранения.

Заметьте, что количество таких «посредников» может достигать нескольких сотен, то есть качественный контроль за их деятельностью именно относительно осуществления обязательного медицинского страхования будет отсутствовать.

Конституцией Украины предусмотрено, что граждане Украины имеют право свободного выбора врача и свободного выбора учреждения здравоохранения. Это значит, что любой гражданин может обратиться за медицинской помощью в любое учреждение здравоохранения, расположенное на территории Украины, конечно, если данное учреждение здравоохранения имеет права и возможности предоставлять помощь, которая определяется соответствующей аккредитацией и лицензированием.

Таким образом, частный страховой «посредник» должен заключать договоры о медицинском обслуживании практически со всеми учреждениями здравоохранения Украины с целью обеспечения законных конституционных прав застрахованных лиц.

А на практике все это делается приблизительно таким образом: частный страховой «посредник» заключает корпоративный договор страхования с работодателем (страхователем) относительно обязательного медицинского страхования, и работодатель выплачивает на счет «посредника» определенную законом сумму.

Также частный страховой «посредник» заключает договор с определенным учреждением здравоохранения относительно предоставления медицинских услуг работникам страхователя.

Еще хорошо, если учреждение здравоохранения будет многопрофильным, наподобие центральных городских или районных больниц. А если нет? А спросят ли у застрахованного лица, какие у него пожелания?

Очевидно, что вместо людей все вопросы решат «на троих»: руководитель предприятия (работодатель), руководитель страхового «посредника» и руководитель учреждения здравоохранения.

Хочется верить, что все будет честно и прозрачно, но удержаться вышеперечисленным лицам от злоупотреблений при такой схеме будет ой как не легко. А как же конституционное право личности относительно свободного выбора врача и учреждения здравоохранения? А никак. Будет лечиться там, где определит его начальство. Сейчас мы специально не рассматриваем вопрос о контроле за качеством лечения, поскольку отмеченные функции должны возлагаться на специально уполномоченный государственный орган.

Сейчас бытует мнение о том, что в частных учреждениях здравоохранения качество предоставления медицинской услуг намного выше, чем в государственных и коммунальных. Вопрос этот спорный, а вот что точно бесспорно, так это стоимость лечения и стоимость медицинского страхования в Украине.

Страховые «посредники» обычно стремятся к сотрудничеству именно с такими учреждениями, возможно, даже ими самими и созданными с целью перемещения страховых средств из одного своего кармана в другой, да еще и по завышенным ценам.

Бороться с этим будет очень нелегко, такие моменты требуют предупреждения еще на стадии составления закона. Выходом из этой ситуации является, по мнению автора, законодательное закрепление положения о том, что стоимость медицинской помощи (услуги) устанавливается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения вместе со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере экономики.

Имеется в виду Министерство здравоохранения и Министерство экономики. А поэтому страховое возмещение за одну и ту же медицинскую услугу будет одинаковым в любом учреждении здравоохранения независимо от формы собственности.

Автор: Михаил Головко
Источник: Газета «День»