Медицинское страхование спасет здравохранение Украины
Если к медицинскому страхованию относиться исключительно как к одному из альтернативных источников финансирования лечебных организаций, забывая о функции страхования – перераспределения финансовых ресурсов, то ничего практического из этого не получится, считает Сергей Чернышов, Предправления СК «ЛЕММА».
Говоря о медицинском страховании, мы очень часто сталкиваемся с не совсем корректными трактовками этого понятия, отчего зачастую возникают недопонимания тех структурных реформ, которые страховая медицина как один из важных социальных видов защиты населения может реально привнести в экономику.
Внедрение медицинского страхования требует, в первую очередь, информированности о сути услуги среди медицинских работников, сотрудников аппарата соответствующих министерств и самого населения. Слишком вольное трактование этого понятия приводит к фундаментальным проблемам.
Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Внедрение принципов медицинского страхования способствовало введению здравоохранения в сферу рыночных отношений с конкретными экономическими законами.
Система медицинского страхования выполняет три основные функции: компенсирующую (оплата медицинских услуг); защитную (создание психологического комфорта) и стабилизирующую (согласование интересов государства, работников и работодателей).
Задача медицинского страхования заключается в создании саморегулируемой жизнеспособной системы социальной защиты. В данном случае предоставление медицинских услуг как абсолютно безальтернативного товара приводит к проблемам, которые возникают при разработке оптимальной модели финансирования.
Основной принцип построения модели финансирования здравоохранения по применению медицинского страхования – выделение самостоятельных субъектов права, между которыми становятся возможны рыночные отношения.
В медицинском страховании выделяют три субъекта права:
- страхователь – застрахованное лицо;
- страховщик – менеджер, основная задача которого – перераспределение средств, если можно так выразиться «от здоровых людей к больным»
- аккредитованое медицинское учреждение (задача этого субъекта – предоставление качественных медицинских услуг на основе медико-экономических стандартов).
Впервые благодаря механизмам страхования отношения «пациент-система охраны здоровья» были выведены из сферы административного права в сферу гражданско-правового регулирования, в которой пациент приобрел статус правового паритета наряду с другими участниками процесса медицинского страхования. И это абсолютно правильно, потому что в центре предоставления как медицинской, так и страховой услуги должно находиться не понятие «альтернативный источник финансирования лечебного учреждения», а человек, качество его жизни и качество лечения.
Важно понять – что в основе медицинского страхования находится не перенос финансирования медицины на страховую компанию. В основе медицинского страхования (как обязательного, так и добровольного) лежит новый (для медицинской сферы) подход к формированию учетной политики всех потоков, возникающих в деятельности лечебно-профилактических учреждений.
Другими словами – в основе успешного запуска медицинского страхования на территории Украины лежит персонифицированный учет всех финансовых затрат, которые осуществляет человек в связи с лечением.
Именно тотальный характер персонифицированного учета всех затрат является основой успеха медицинского страхования в стране.
В фундаментальной сущности страхования – перераспределении финансовых потоков и защите имущественных интересов клиентов, связанных с возмещением ущерба, а не благотворительной деятельностью в любых размерах, — и заключается основная мораль и общность интересов страховщика и его клиента. Первый заинтересован в покрытии математически точно понесенных расходов человеком, человек же в свою очередь – заинтересован получить качественную и своевременную медицинскую услугу.
Можно с уверенностью сказать, что благодаря введению института медицинского страхования пациент получил мощного союзника в лице страховщика, защищающего его интересы.
И конечно, третья сторона – лечебное учреждение тоже попадает в ситуацию развития, а не вечного просящего, благодаря наличию финансирования.
Осталось обеспечить этот механизм финансирования в действии. Работать он будет только в том случае, когда повсеместно будет внедрена пересонифицированная система учета финансовых потоков всеми страховщиками, всеми лечебными учреждениями по всей территории страны.
Что для этого необходимо сделать? Информатизация сферы здравоохранения – вот ответ на этот вопрос. Введение медицико-экономических стандартов оказания лечебной помощи.