В Украине введут новые условия страхования от несчастных случаев на транспорте


Новые изменения содержатся в проекте постановления КМУ «Об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте», который сейчас проходит согласование.

Если процедура согласований будет обычной, то через месяца три-четыре постановление может вступить в силу.

Теперь выплаты пассажирам, застрахованным от несчастного случая на транспорте, могут вырасти вдвое: с 51 тыс. грн. (максимальная выплата сегодня) до 102 тыс. грн.

Правда, будет ли этот документ принят в том виде, в котором его предложили «транспортники», пока неизвестно. Дело в том, что страховые компании, согласившись, что размер выплат нужно повышать, при этом выступают категорически против предложенного министерством снижения страховых премий: с 1,5 до 1% стоимости билета в межобластном сообщении, с 3 до 2% — в пригородном, а для водителей — с 1 до 0,2% от страховой суммы.

При повышении лимитов ответственности убыточность компаний и так возрастет, а если к этому еще добавить снижение тарифов, то страховщикам будет нечем формировать резервы и могут быть проблемы с крупными страховыми выплатами.

В Минтрансе своя логика. Их анализ страховых услуг, предоставляемых пассажирам, за 2004-2008 годы показал, что объемы страховых платежей, которые взимаются с пассажиров и водителей, существенно превышают суммарные страховые выплаты по этим рискам. Так, по данным министерства, сумма выплат страховщиков за 2008 год по этому виду страхования составляет меньше 1% от собранных премий с пассажиров и меньше 7% — с водителей.

Даже при условии того, что страховщик должен отчислять перевозчикам 50% от разницы между премиями и выплатами на превентивные меры, направленные на снижение аварийности и травматизма на транспорте, у него все равно остается 63% премий.

Страховщики, напротив, считают, что этот вид страхования очень рискован тем, что даже один страховой случай на железной дороге или морском лайнере может стоить компании всех собранных премий.

При том размере комиссионных, которые страховщик отчисляет перевозчику на превентивные меры, а это в реальности не меньше 65%, у него на формирование резервов денег фактически не остается. И любая крупная авария может разорить компанию.

Схема отчисления компанией «на ремонт» перевозчику настолько непрозрачна и непонятна, что в итоге проигрывают пассажиры, страховщики и государство.

Обязательным должно быть не страхование пассажиров, а страхование ответственности перевозчиков. Тогда перевозчики будут устраивать открытые тендеры, тарифы будут рассчитываться правильно, а не «с потолка», и с этого вида страхования уйдут все непрозрачные схемы. Такие изменения уже предусмотрены в новом проекте закона «О страховании». Правда, прогнозировать время их появления, в отличие от изменения суммы выплат пассажирам, не берется никто.

Источник: газета «ДЕЛО»